Неудобные вопросы: о чём говорить с партнёром до начала бизнеса

Примеров, когда в бизнесе «не договорились» много. Затем это нередко ведет к конфликтам. Можно ли договориться «на берегу»? Антон Крючков считает, что можно и таким образом удастся существенно сократить риски "детских" конфликтов.

Материал подготовили

Среди преуспевающих компаний более 90 % составляют те, у которых два или более основателя. Партнёрство эффективнее, чем путь одиночек, но только в том случае, когда партнёры ладят между собой – их взаимоотношения напрямую влияют на весь бизнес, поэтому продуманное и продуктивное партнёрство  – это основа успешного будущего компании.

К сожалению,  не все и не всегда серьёзно и реалистично подходят к оценке партнёрства. Как ни странно, на этот счёт существует мало информации. Людей учат конкретным специальностям, управлению предприятиями, тому, как общаться с сотрудниками и клиентами, но практически ничего не рассказывают о том, как строить взаимоотношения с компаньонами.

Казалось бы, в чём сложность обсудить всё заранее и оформить договорённости? А сложность эта в том, что основная часть вопросов, которые нужно проговорить «неудобные». Их не принято задавать друг другу, но именно по ним чаще всего и возникают разногласия.

Самый эффективный инструмент, чтобы обсудить самые неудобные вопросы, – это партнерская сессия.

Антон Крючков, руководитель компании «ЮрИнвест» выделяет три блока глобальных вопросов, обсуждение которых значительно сократит риски любого типа партнёрства.

 

Цели, принципы и ценности

«Некогда обсуждать, работать надо». «Вот возникнет вопрос, тогда и подумаем». Именно так рассуждает подавляющее большинство предпринимателей на старте. При этом через несколько месяцев неожиданно выясняется, что партнёры видят будущее проекта по-разному. 

Например, для одного партнера это окажется семейный бизнес, который он планирует передать детям, а другой намерен максимально быстро увеличить стоимость компании и продать её на пике цены.
Нетрудно представить к каким последствиям может привести такая нестыковка.

Как бы очевидно не звучал этот вопрос, но именно его стоит задавать друг другу на старте – какой проект мы делаем вместе? Этот бизнес «для себя» или «на продажу»?

Наш опыт показывает, что 80% конфликтов возникает не из-за того, что один партнёр намеренно обманывает другого. Чаще всего разногласия вызваны разными «картами территорий» для каждого из партнёров.

И если для одного из них абсолютно нормальным является, например, сомнительная налоговая оптимизация, а второй в принципе не допускает её, то разногласия неизбежны.

Это вопрос ценностей и принципов. Они могут проявляться в очень многих аспектах, но практически никто не уделяет им внимания.

Всего несколько вопросов могут показать вашего партнёра совсем с другой стороны:Насколько «агрессивная» налоговая оптимизация возможна в компании?

Какое значение каждый партнёр вкладывает в понятие «неэтичное ведение бизнеса»? Строим ли бизнес из принципа «все средства хороши»?

 

Личное участие в бизнесе

Что обычно учредители вкладывают в новый бизнес? Деньги, имущество, знания, опыт, связи.

С деньгами и имуществом всё достаточно просто, их легко оценить. Они могут «работать» сами по себе. А как быть в ситуациях, когда вкладывается ещё и личное участие одного из партнёров? Если остальные компаньоны ждут от него личных свершений и достижений.

В этой ситуации очень важно «на берегу» прояснить взаимные ожидания:

  • Все ли партнеры вносят «личное участие»?

  • Сколько этого «личного участия» готов обеспечить каждый партнёр?

  • Это будет полноценная работа с 09 до 18 или достаточно нескольких часов в месяц?

  • На какой срок будет такое участие?

  • Что будет, если такой партнёр уедет жить на море и будет ждать дивидендов (в то время, как остальные ждут его в офисе)?

  • Будет ли меняться доля партнёра, который отошёл от дел, если остальные учредители сами остались в операционных вопросах?

Как показывает практика вопросы выгорания, желания уйти на пассивный доход, выйти из «операционки» очень часто возникают у основателей бизнеса. Насколько часто они возникают, настолько же редко они заранее обсуждаются.

Несложно представить как будет развиваться диалог таких партнёров, когда кто-то неожиданно (для остальных) решит уйти на заслуженный (по его мнению) отдых.

 

Корпоративные отношения

Можно ли продать долю посторонним? У остальных партнёров есть только преимущественное право или они вообще могут запретить такую продажу?

Появление «посторонних» лиц в бизнесе очень похоже на появление нового жильца в вашем доме. Риск «неужиться» очень велик, а к чему приводят корпоративные конфликты мы прекрасно знаем. Поэтому один из самых ключевых вопросов касается именно распоряжения долями.

Новые партнёры могут появиться не только при продаже или дарении доли.

Что будет в случае смерти одного из партнёров? Смогут ли его наследники получить долю в фирме или им выплатят её стоимость?

Как быть в случае развода одного из соучредителей? Ведь бывший супруг может претендовать по половину имущества, а значит и на долю в бизнесе.

Эти вопросы очень неудобно обсуждать. Но нет ничего более предсказуемого в этом мире чем налоги и смерть. При этом уход из жизни чаще всего происходит неожиданно.

А ведь эти вопросы можно точно так же проговорить заранее. Споры среди наследников похоронили уже не одну компанию.

Ещё один важный вопрос – можно ли выйти из компании и забрать свою долю деньгами или имуществом? И в какой срок будет сделана такая выплата?

Представьте ситуацию, когда партнёр выходит из бизнеса и забирает, например, 40% активов компании. Очень немногие фирмы смогут пережить такое.

 

И это еще не всё...

Стоит понимать, что далеко не все вопросы партнёрской сессии носят столь глобальный характер. Не менее важны вопросы и ежедневного «применения». Например, «Можно ли нанимать родственников или друзей учредителей?», «Можно ли брать в долг у компании и нужно ли для этого согласие других совладельцев?» или «Могут ли партнёры бесплатно пользоваться услугами своего бизнеса?». Именно из таких, казалось бы банальных вещей, складываются устойчивые отношения между партнёрами.

 

Давайте договариваться на берегу!

 

Ознакомиться с условиями сотрудничества

Узнайте подробнее о наших услугах из коммерческого предложения

Получить консультацию эксперта

Материалы по теме