Специалисты компании «Юринвест» помогли управляющей компании доказать налоговому органу реальность взаимоотношений с контрагентами по непрофильным работам/услугам, в результате чего предложение о доначислении налогов и пеней на общую сумму около 6 млн. было отклонено после рассмотрения материалов проверки.
Суть спора
Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка управляющей компании. По результатам её проведения вынесен акт о доначислении налога на прибыль, НДС и пени.
Конечно, основанием для доначисления является необоснованная налоговая выгода (ННВ) по взаимоотношениям с контрагентами-субподрядчиками. Или как сейчас принято говорить: получение налоговой экономии.
Как и всегда в последние полгода-год, в акте налоговой проверки инспекция обосновывала свои выводы ст. 54.1 НК РФ. Соответственно, проверяющие смело руководствовались письмом ФНС РФ и предложили доначислить не только НДС, но и прибыль, не обращая внимание на наличие результата работы/дальнейшую реализацию.
Напоминаем, что судебная практика в части налога на прибыль при применении ст. 54.1 НК РФ до настоящего момента не сформирована (хотя арбитражный суд Кемеровской области вынес одно решение, согласно которого доначисление налога на прибыль признал обоснованным – дело №А27-23790/2018).
Так в чём же уникальность данного дела?
Особенность данного дела заключается в том, что налоговый орган в акте проверки признал:
- Невозможность осуществления работ силами управляющей компании (далее УК), так как виды работ, выполненных контрагентами, действительно были не свойственны основной деятельности УК и профилю специалистов, работающих в организации (установка окон, ремонт кровли, отделочные работы в подъездах).
- Наличие результата выполненных работ.
- Выполнение заявленных работ контрагентами-субподрядчиками с привлечением нелегальной рабочей силы.
В результате возникает резонный вопрос: как при таких обстоятельствах можно предъявлять претензии и доначислять налоги УК? Ведь по сути необходимо анализировать налоговые обязательства, а также исполнение миграционных требований со стороны контрагентов-субподрядчиков.
Ответ, как всегда, прост: доначислить и взыскать налоги легче всего реально работающему налогоплательщику, то есть УК.
Позиция налогоплательщика
Согласно налогового законодательства, вместе с вручением акта проверки налоговый орган обязан вручить налогоплательщику документы, подтверждающие доводы, изложенные в акте.
Необходимо обратить внимание, что в данном случае налоговый орган в период проверки провёл достаточно много мероприятий налогового контроля. В основном это допросы свидетелей и запросы контрагентам.
Так вот, внимательно проанализировав протоколы допросов, ответы на требования, иные документы, консультанты пришли к мнению, что выводы, изложенные в акте, абсолютно не соответствуют приложенным доказательствам. Так, например, допрошенные в рамках проверки сотрудники УК, руководители контрагентов, сотрудники контрагентов, независимые лица – старшие по дому полностью подтверждали как наличие результата работ субподрядчиков, так и выполнение работ данными организациями (а никак не силами самой УК).
Налоговый орган по сути делал вывод о «проблемности» субподрядчиков только на основании того, что непосредственные исполнители работ (физические лица) не были трудоустроены у контрагента.
Некоторые свидетели, а именно ответственные лица со стороны Заказчиков – главные по многоквартирному дому (как правило, это пожилой человек, находящийся на пенсии), не могли точно указать название организации, которая два-три года назад устанавливала окно в доме или ремонтировала подъезд (при этом зачастую называли фамилию и/или имя либо ответственного со стороны исполнителя – субподрядной организации, либо непосредственного исполнителя – физическое лицо).
В результате, обобщив анализ приложений – документов, полученных вместе с актом, а также проанализировав первичные документы в подтверждение выполненных работ (в том числе сметы, согласованные с собственниками многоквартирных домов), специалисты компании «Юринвест» подготовили письменные подробные возражения на акт выездной налоговой проверки.
Как донести свою точку зрения до налогового органа?
По итогу рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений налогоплательщика руководитель инспекции усомнился в достаточности доказательственной базы, собранной инспектором. В результате чего было принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. На данной стадии налоговый орган вправе:
- Запрашивать документы у налогоплательщика и его контрагентов,
- Проводить допросы свидетелей,
- Проводить экспертизу.
Соответственно, зная позицию налогового органа, налогоплательщик может активно участвовать во всех указанных мероприятиях.
А именно, в данном случае специалисты компании «Юринвест»:
- готовили расширенные проекты ответов на требования налогового органа (ведь зачастую сами налогоплательщики дают документы без предоставления письменных пояснений, которые так важны для подтверждения реальности отношений);
- участвовали при проведении допросов свидетелей;
- вели работу со всеми контрагентами налогоплательщика и осуществляли контроль за направлением ответов со стороны контрагентов в сроки проведения дополнительных мероприятий;
- ознакомились со всеми материалами проверки;
- сотрудничали с инспектором в целях проведения допросов большего количества лиц, обладающих сведениями о взаимоотношениях с субподрядчиками;
- подготовили дополнения к возражениям по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;
- участвовали в рассмотрении материалов налоговой проверки.
В итоге:
Наталья Болотова, партнёр компании:
Обращаем внимание, что на сегодняшний день можно и нужно спорить с налоговым органом и доказывать свою позицию именно на стадии вынесения решения по проверке. Данный спор полное тому подтверждение.
А ещё необходимо очень внимательно изучать документы, положенные инспекцией в основу своих выводов. Особенно внимательно читать все протоколы допросов, так как сейчас данное доказательство является ключевым.
Кроме того, не забывать про столь важную стадию вынесения решения по проверке, как дополнительные мероприятия налогового контроля!
Именно в данный период налогоплательщик обладает полномочиями:
- изменить мнение проверяющих,
- предоставить доказательства реальности взаимоотношений с контрагентом,
- обратить внимание контролирующего органа на несоответствие выводов, изложенных в акте, приложенным к нему документам.
Не стоит также игнорировать такое право налогоплательщика, как ознакомление со ВСЕМИ материалами налоговой проверки.
Именно на этой стадии компания может получить дополнительные доказательства в подтверждение своей позиции, например, выписки по расчётным счетам контрагента, которые так не любит предоставлять инспекция вместе с актом (при этом ссылаясь на отсутствие текущих хозяйственных оплат у организации как на доказательство фиктивной деятельности контрагента).
А раз показания наших сотрудников и иных лиц являются ключевыми, то, конечно, надо не забывать проводить работу по предупреждению этих лиц о возможных вопросах со стороны налогового органа. Ведь инспектор может застать свидетеля врасплох, последний может реально не помнить события двух-трёхлетней давности. А зачастую свидетель не читает итоговый протокол допроса, составленный сотрудником налогового органа.
В результате налогоплательщик вместе с актом получает копии протоколов допросов, в которых показания противоречат фактическим обстоятельствам.
Таким образом, роль самого налогоплательщика/его представителя при проведении проверки и вынесения по ней решения более чем важна.
Не забываем нашу любимую поговорку: спасение утопающего дело рук самого утопающего.
Быть в диалоге с налоговым органом и активно отстаивать свою позицию надо всегда: как в период текущей деятельности, так и в период проверок. А уж на стадии вынесения решения точно нельзя сидеть сложа руки!